Subscribe:

Ads 468x60px

вторник, 11 сентября 2012 г.

Солярис / Solaris (1972)


На космическую станцию, сотрудники которой давно и тщетно пытаются сладить с загадкой планеты Солярис, покрытой Океаном, прибывает новый обитатель, психолог Крис Кельвин, чтобы разобраться в странных сообщениях, поступающих со станции, и «закрыть» ее вместе со всей бесплодной «соляристикой». Поначалу ему кажется, что немногие уцелевшие на станции ученые сошли с ума. Потом он и сам становится жертвой жуткого наваждения: ему является его бывшая возлюбленная Хари, некогда на земле покончившая с собой. (описание взято с КП)
Странный фильм. Я удивлена. Он для меня один из тех, которые так впечатляют, что после просмотра заставляют думать о фильме, о проблемах в нём и при этом ставить себя на место героев... Я впервые посмотрела фильм Тарковского. Очень много хвалебных слов слышала о нём. В том числе, что он Гений. Понимаю, что зря удивлялась иностранцам, которые так почитают его и его талант. Ч/б съёмка, цветная, однотонная цветная, накладка кадров друг на друга... Я не знала, что у нас есть такие хорошие советские фильмы. Хорошие и похожие на иностранные. И это при всей моей нелюбви к фантастике... Меня удивил первый телевизионный "Скайп" в фильме (Станиславу Лему за эту идею должны были выплачивать процент определённый), а ещё созвучность имён героев с другими известными личностями: Крис Кельвин - Крис Кельми (есть такой советский и российский рок-музыкант), Анри Бертон - Андре Бретон (французский писатель и поэт, ставший основоположником сюрреализма). Что касается самого сюжета... Я очень сожалею главному герою фильма - Крису Кельвину, потому что это ужасно, когда ты кого-то любишь, а этот человек умирает и тебе приходится дальше жить, и жить с другой, которая тебя любит, но ты её, увы, нет... и тут ты встречаешь на яву ту, которая умерла. И она живее всех живых. Она рядом и ты снова её ощущаешь. И как бы ты разумом не понимал, что это не она, а совсем другой человек - всё равно ты хочешь быть с ней. Космос слишком жестоко с ним поступил, дав ему вновь Хари.
Игра актёров в этом фильме на высоте. Да я и не сомневалась, что это будет так, посмотрев на список актёров.

Кадры из фильма:





























Цитаты из фильма:

"Страдание придает всей жизни мрачный и подозрительный вид."

"— Люди преступны от природы, но слабы. А на зло способны только сильные, избранные. Зло — это ступень. Переступаешь её — освобождаешься.
— Ну, а добро?
— А добро… Это такая простая ловушка… для дураков.
— Так недалеко и до гражданской войны.
— А она и не кончалась с момента сотворения мира.
— Божьи войны."

"Наука? Чепуха!.. В этой ситуации одинаково беспомощны и посредственность и гениальность… Должен вам сказать, что мы вовсе не хотим завоевывать никакой Космос. Мы хотим расширить Землю до его границ. Мы не знаем, что делать с иными мирами. Нам не нужно других миров. Нам нужно зеркало..."

"– Мне кажется, что Крис Кельвин более последователен, чем вы. В нечеловеческих условиях он ведёт себя по-человечески, а вы делаете вид, что всё это вас не касается и считаете своих… гостей… вы, кажется, так нас называете, чем-то внешним, мешающим. А ведь это вы сами. Это ваша совесть. А Крис меня любит. Может быть, он не меня любит, а просто защищается от самого себя, правда, мною живой. Дело не в этом. Не важно, почему человек любит, это у всех по-разному.... Это не Крис. Он ни при чём. А вы… Я ненавижу всех вас.
– Я попросил бы вас…
– Прошу вас… Не перебивайте меня, я всё-таки женщина!
– Да вы не женщина и не человек, поймите вы наконец, если вы вообще способны что-нибудь понимать. Хари нет. Она умерла. А вы… Вы только её повторение. Механическое повторение. Копия. Матрица.
– Да. Может быть. Но я… я становлюсь человеком. Чувствую нисколько не меньше чем вы. Поверьте… Я уже могу обходиться без него. Я люблю его. Я Человек. Вы… Вы очень жестоки".

"– Напрасно мы ссоримся. Мы теряем достоинство. И человеческий облик.
– Нет. Вы люди. Каждый по-своему. Поэтому вы и ссоритесь. 
– Я вам не мешаю?
– Хороший ты человек… Только плохо выглядишь."

"– Кажется, он активизируется. Это твоя энцефалограмма помогла. 
– Знаешь… Проявляя жалость, мы опустошаемся. Может, это и верно. Страдание придаёт всей жизни мрачный и подозрительный вид. Но я не признаю. Нет, я не признаю. То, что не составляет необходимости для нашей жизни, то вредит ей. Нет, не вредит. Не вредит. Конечно, не вредит. Ты помнишь Толстого? Его мучения по поводу невозможности любить человечество вообще? Сколько времени прошло с тех пор… я как-то не могу сообразить… Помоги мне… Ну, вот я тебя люблю. Но любовь – это чувство, которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие. А любишь то, что можно потерять. Себя. Женщину. Родину. До сегодняшнего дня человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов. Горстка. А может быть, мы вообще здесь только для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви? А? 
– Кажется, у него жар…
– Как умер Гибарян? Ведь ты до сих пор не рассказал мне. 
– Я расскажу тебе. Потом.
– Гибарян умер не от страха. Он умер от стыда. Стыд – вот чувство, которое спасёт человечество."

"– Это банальный вопрос. Когда человек счастлив, смысл жизни и прочие вечные темы его редко интересуют. Ими следует задаваться в конце жизни. 
– А когда наступит этот конец, мы же не знаем, вот и торопимся. 
– А ты не торопись. Самые счастливые люди – те, кто никогда и не интересовался этими проклятыми вопросами.
– Вопрос – это всегда желание познать. А для сохранения простых человеческих истин нужны тайны. Тайны счастья, смерти, любви.
– Может, ты и прав, но попробуй не думать обо всём этом.
– А думать об этом – всё равно что знать день своей смерти. Незнание этого дня практически делает нас бессмертными."

"– Ну хорошо. Во всяком случае, миссия моя окончена. А что дальше? Вернуться на Землю? Понемногу всё войдёт в норму, даже возникнут новые интересы, знакомства… Но я не смогу отдаться им до конца. Никогда. А вправе ли я отказываться? Пусть даже от воображаемой возможности Контакта с этим Океаном, которому моя раса десятки лет пытается протянуть ниточку понимания… Остаться здесь? Среди вещей и предметов, до которых мы оба дотрагивались, которые помнят ещё наше дыхание? Во имя чего? Ради надежды на её возвращение? Но у меня нет этой надежды. Единственное, что мне остаётся – ждать. Чего ждать? Не знаю. Новых чудес? 
– Ты не устал?
– Нет-нет. Я прекрасно себя чувствую. 
– Знаешь, Крис, по-моему, тебе пора возвращаться на Землю.
– Ты так думаешь?..."

"Ну вот я тебя люблю. Но любовь — это то чувство которое можно переживать, но объяснить нельзя. Объяснить можно понятие, а любишь то, что можно потерять: себя, женщину, родину. До сегодняшнего дня человечество, Земля были попросту недоступны для любви. Ты понимаешь, о чём я, Снаут? Нас ведь так мало, всего несколько миллиардов, горстка. А может мы вообще здесь для того, чтобы впервые ощутить людей как повод для любви?"

"Я знаю только одно: что покуда я сплю, то не знаю ни страха, ни надежд, ни трудов, ни блаженства; спасибо тому, кто изобрел сон — эту единую для всех монету, этот безмен и весы, выравнивающие вес короля и пастуха, мудреца и дуралея. Одно только мне не нравится во сне: говорят, что он очень смахивает на смерть."

"— Ты знаешь, по-моему мы потеряли чувство космического. Древним оно было доступнее. Они бы никогда не спросили «за что?», «зачем?».
Вспомни миф о Сизифе…
— Послушай, после того, как ты прожил здесь столько лет, ясно ли ты ощущаешь свою связь с жизнью там?
— А ты любитель крайних вопросов. Боюсь, ты скоро спросишь меня о смысле жизни.
— Подожди, не иронизируй.
— Это банальный вопрос. Когда человек счастлив, смысл жизни и прочие вечные темы его редко интересуют. Ими следует задавться в конце жизни.
— А когда наступит этот конец, мы же не знаем, вот и торопимся.
— А ты не торопись. Самые счастливые люди те, кто никогда и не интересовался этими проклятыми вопросами.
— Вопрос – это всегда желание познать, а для сохраниения простых человеческих истин нужны тайны. Тайны счастья, тайны смерти, любви…
— Может быть ты и прав, но попробуй не думай обо всём этом.
— А думать об этом всё равно, что знать день своей смерти. Незнание этого дня, практически делает нас бессмертными."