Subscribe:

Ads 468x60px

четверг, 26 октября 2017 г.

Служебный роман (1977)


Анатолий Ефремович Новосельцев, рядовой служащий одного статистического управления, — человек робкий и застенчивый. Для него неплохо бы получить вакантное место зав. отделом, но он не знает как подступиться к этому делу. Старый приятель Самохвалов советует ему приударить за Людмилой Прокофьевной Калугиной, — сухарем в юбке и директором заведения… (описание взято с КП)
"- Куда едем? - Прямо!"
Только на днях задумалась, что надо начать писать и о советском кино тоже, и, в частности, с прекрасной Алисой Бруновной Фрейндлих, которую очень любим всей семьёй и я мечтаю попасть на спектакль с ней,  и что хочу начать с глубоко любимого "Служебного романа", как наступило 26 октября 2017 года, когда фильм отметил свой 40-летний юбилей. Даже Google отметил это событие дудлом, чем приятно порадовал.
"Служебный роман" был снят по пьесе "Сослуживцы", написанной Эльдаром Рязановым и Эмилем Брагинским за один месяц. В нём сыграли одни из лучших и одни из самых известных актёров СССР: Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Лия Ахеджакова, Светлана Немоляева, Олег Басилашвили и другие. Вы посмотрите только на игру актёров. Гениально! Многие актёры сыграли и в других известных фильмах Эльдара Рязанова. Эльдар Рязанов и Эмиль Брагинский в очередной раз вместе создали любимый миллионами зрителей фильм, но этот фильм один из самых лучших. И можно не любить СССР и объективно ругать его за многое, но то кино, которое осталось после него - одно из лучшего, что было и осталось после СССР. Этот фильм один из тех фильмов, который разошёлся по семьям и друзьям на цитаты. Этот фильм один из тех фильмов, который не устаёшь пересматривать каждый год и вместе с героями фильма произносишь их фразы, которые знаешь наизусть, переживаешь с ними их эмоции и поёшь песни, которые звучат в фильме.
Как жаль, что Эльдар Александрович Рязанов не дожил всего 2 года до этого 40-летия... Для меня Эльдар Рязанов, наверное, является самым любимым советским режиссёром.

Кадры и цитаты из фильма:


"Как всем известно: труд облагораживает человека.
И поэтому люди с удовольствием ходят на работу.
Лично я хожу на службу только потому, что она меня
облагораживает. Если бы не было статистики, мы бы
даже не подозревали о том, как хорошо мы работаем".

"Людмила Прокофьевна Калугина,
директор нашего статистического учреждения.
Она знает дело, которым руководит. Такое тоже бывает.
Людмила Прокофьевна приходит на службу раньше всех,
а уходит позже всех, из чего понятно, что она, увы,
не замужем. Мы называем ее ''наша мымра''.
Конечно, за глаза".

"Зовут меня Анатолием Ефремовичем,
фамилия моя Новосельцев. Я живу только
на зарплату, то есть от получки до получки.
Одним словом, выкручиваюсь...
Одним словом, верчусь".


"А это Ольга Петровна Рыжова...
Оля. Оля - мой самый верный друг. Мы подружились
давно, ещё в институте. Больше всего я люблю в ней то,
что она оптимистка. Что бы ни стряслось!
А земной шар, как известно, вертят именно оптимисты".

"В нашем городе чересчур много жителей,
чересчур много приезжих, чересчур много машин.
Все куда-то спешат, все куда-то опаздывают.
Всюду толкотня, давка, очереди. Но все равно
я люблю этот город. Это мой город.
Это очень хороший город!"


"Это Верочка.
Она любопытна, как все женщины, и женственна,
как все секретарши. Оклад у нее секретарский,
а таулеты сплошь заграничные.
Как ей это удается - загадка".


"А это Шура.
Симпатичная, но, к сожалению, активная.
Когда-то ее выдвинули на общественную работу...
и с тех пор никак не могут задвинуть обратно".

"Освежённые обязательной утренней
зарядкой в общественном транспорте,
мы наконец-то прибываем на службу".


"Петр Иванович Бубликов, начальник отдела
Общественного Питания. Может быть, поэтому он
такой... упитанный".


"А это Юрий Григорьевич Самохвалов.
Очень хороший человек. Я его давно знаю,
ещё с института. Именно с его появления в нашем
учреждении и началась вся эта заваруха".


"Делом надо заниматься серьезно или не заниматься
им вообще. Статистика – это наука, она
не терпит приблизительности".

"Как всегда, знаете... Новый начальник... начинается
с ремонта своего собственного кабинета".

"- Слушай, я... Я действительно хотел бы, чтобы
на этой должности был мой друг, которому я смогу
довериться в трудную минуту.
- Понятно. Каждая новая метла расставляет
везде своих людей?"


"- Вы купили новые сапоги, Вера?
- Да вот еще не решила, Людмила Прокофьевна.
Вам нравятся?
- Очень вызывающие. Я бы такие не взяла.
А на Вашем месте интересовалась бы
сапогами не во время работы, а после неё.
- Значит, хорошие сапоги. Надо брать".

"- Я понимаю, ирония - маска для беззащитных".

"- Она немолодая, некрасивая, 
одинокая женщина...
- Она не женщина, она директор!"

"- А это что такое?
- А, ''Филипс''. 
Стереофонический магнитофон.
- Вмонтированный, да?
- Два динамика, слева и справа".

"- Как же за ней ухаживать, если она рычит?"


"- Людмила Прокофьевна,
вы любите собирать грибы?
- Что?
- Грибы собирать... Подберезовики,
подосиновики, подопята...
- Нет, я к этому равнодушна.
- Это... Я вам искренне сочувствую.
Это удивительно - собирать грибы, знаете...
Это... Возьмем, к примеру, опят, они растут на пнях.
Если придешь в лес и тебе повезет с пнём,
то можно набрать целую гору пней... ой, опят.
Белые, подосиновики, они... под... осинами,
под... березами... под... ем... ель... елями.
Вот в засушливое лето они любят, где... влаги...
Где... пить... Они... в низинке...
Найдешь низинку и туда... туда... 
забираешься, забираешься...
- По грибам вы большой специалист,
товарищ Новосельцев.
- По грибам да.
Меня зовут Анатолий Ефремович.
- Я это запомню. У вас ко мне всё?
- Нет... Всё.
- Вы свободны, товарищ Новосельцев.
- Спасибо..."

''Что-то с памятью моей стало''.

"- Ягоды... не интересуют?
- Только в виде варенья.
- А стихи? В виде поэзии. Как вы к ним относитесь?
- Уважительно.
- Правда? Ну вот и прекрасно! Давайте с вами
побеседуем о стихах.  Вы знаете, в молодости
я писал сам стихи. А вы не писали?
- Нет. У меня к этому не было способностей.
- А у меня тоже не было. Я вам сейчас почитаю
и вы в этом убедитесь.
- А может быть, не стоит рисковать?
- Почему, давайте рискнем.
Очень хочется произвести 
на вас приятное впечатление.
- Вам это удалось... уже.
- Усилить хочется.
Из раннего что-нибудь...

''Любить иных - тяжелый крест,
А ты прекрасна без извилин,
И прелести твоей секрет
Разгадке жизни равносилен...
Весною...''

- Ой... В ранней молодости вы были  значительно
талантливее, чем сейчас. Только я никак не
предполагала, что вы творили под
псевдонимом Пастернак.
- Скажите, пожалуйста... Никогда бы
не подумал, что вы разбираетесь в поэзии.
- Стихи хорошие,  но прочли вы их скверно.
- Вам видней.
- Ещё бы.
- Правда, друзья утверждают,  что я хорошо читаю.
- Они вам льстят.  Вы читаете отвратительно.
- А музыка вас не увлекает, 
Людмила Прокофьевна?
В каком-нибудь любом виде?
- Я надеюсь, вы не собираетесь музицировать?
- Ага! Петь хочется!
- Какое несчастье...
- Почему? Друзья утверждают, что у меня
красивый... баритональный... дискант!
- Подождите... Меня осенила 
догадка. Вы пьяны?
- Нет, что! Когда я пьян, я буйный.
Вот... А сейчас я тихий.
- Мне повезло.
- Да, так что вам спеть, Людмила Прокофьевна?
- Может быть, все-таки не стоит?
- Значит, вы заранее уверены, 
что и петь я не умею, да?
- Я очень устала от вас,
Новосельцев.
- А я вас сейчас спою, и вашу 
усталость как рукой снимет.

''Тихо вокруг,
Только не спит барсук.
Уши свои он повесил на сук,
И тихо танцует вокруг.''

- Вы в своем уме?
- Значит, как я пою, вам тоже не нравится, да?
- Нет, увы.
- Вам ничего не нравится! Вам трудно угодить!
А я все-таки попробую, вы знаете. Я вам... спляшу!
Современный танец вас вряд ли увлечет,
а я, вы знаете, попробую вам... что-нибудь из
классики, русское народное. ''Цыганочка'', хорошо?
А вы мне подпевайте, Людмила Прокофьевна!
- Прекратите кривляться, товарищ
Новосельцев! Пустите!
- Хотя нет, мне вы подпевать вряд ли станете.
А я сам себе подпою!"

"- Вам не нравится, как я читаю стихи, как я танцую
и как я пою, потому что вы сухарь! Вот вы кто!
Вы чёрствая! <..> В вас нет ничего человеческого!
- Пусть товарищ говорит.
- В вас нет сердца, потому что у вас одни цифры и отчеты...
- Дайте товарищу высказаться".

♪♫♬
Нас в набитых трамваях болтает,
Нас мотает одна маета,
Нас метро то и дело глотает,
Выпуская из дымного рта.

В шумных улицах, в белом порханьи,
Люди, ходим мы рядом с людьми.
Перемешаны наши дыханья,
Перепутаны наши следы.
Перепутаны наши следы.

Из карманов мы курево тянем,
Популярные песни мычим,
Задевая друг друга локтями,
Извиняемся или молчим.

По Садовым, Лебяжьим и Трубным,
Каждый вроде отдельным путем,
Мы, не узнанные друг другом,
Задевая друг друга, идём.
Задевая друг друга, идём.
♪♫♬

"- Вера, вы всё про всех знаете.
- Такая профессия".

"- Как же она могла оставить детей?
Леонтьева... Она же мать!
- Мать! Мать у них был Новосельцев".

"- Здравствуйте, Проко... Прокопья Людмиловна...
Я приш... пришёл... Меня в... Не знаю... Вче...
ммм... Вот. Меня вчера муха укусила.
- Да, я это заметила.
- Или я с цепи сорвался...
- Это уже ближе к истине.
- Значит, я... с цепи.
- Да. Садитесь, товарищ Новосельцев.
- Н-не... Не надо.
- Анатолий Ефремович.
- Лучше умереть стоя.
<..>
- Почему вы все время виляете?
- Я не виляю.
- Почему вы все время виляете?
Что вы за человек? Я не могу вас раскусить!
- Не надо меня кусать. Зачем...
раскусывать? Не надо...
- Вы утверждали, что я черствая!
- Почему? Мягкая.
- Бесчеловечная!
- Человечная.
- Бессердечная!
- Сердечная.
- Сухая!
- Мокрая!..
Простите, Людмила Прокофьевна...
- Прекратите, наконец, надо мной издеваться.
- Ради бога! Ради бога... Я не... Я просто...
Я не хотел... Я не понимаю, почему у меня
вырвалось это слово, ''мокрая''... Я...
Я хотел сказать – добрая, Людмила Прокофьевна!
<..>
- Мы в вас души не чаем... Мы вас любим...
в глубине души... Где-то очень глубоко...
- Очень глубоко! Так глубоко,
что я этого даже не замечаю!"

"- Перестаньте плакать! Что вы...
вам по должности не положено".



"- <..> Вам хорошо, Анатолий Ефремович.
У вас... У вас дети.
- Да, двое: мальчик и... мальчик.
- Ну вот видите? А я совсем одна.
Утром встану – пойду варить кофе...
И не потому что хочу позавтракать, а потому что
так надо. Заставляю себя поесть и иду на работу.
Вот этот кабинет и всё это практически и есть
мой дом. А вечера!.. Если б вы знали, как я боюсь
вечеров! Если бы вы знали... Засиживаюсь на работе
допоздна, пока вахтёр уже не начнет греметь
ключами. Делаю вид, что у меня масса работы,
а на самом деле просто мне некуда идти.
Что дома? Дома, дома! Дома только телевизор.
Я, видите, даже собаку не могу завести, потому
что её некому будет днём выводить. Вот и все дела.
Конечно, у меня есть друзья, есть знакомые, но у всех
семьи, дети, домашние заботы... Вот видите,
превратила себя в старуху. А мне ведь только 36.
- Как 36?
- Да, да, я моложе вас, Анатолий Ефремович.
А на сколько я выгляжу?
- На тридцать... пять.
- Опять вы врете, товарищ Новосельцев!..
- Вы только... одеваетесь мрачновато. Без лоска.
- Да? Не замечала..."




"- Разрешите, Людмила Прокофьевна?..
Людмила Прокофьевна!..
Вера, вызовите ко мне, пожалуйста, самую
светлую голову нашей с вами современности.
Как кого? Новосельцева, разумеется.
Входите, товарищ Новосельцев. Присаживайтесь.
Дорогой Анатолий Ефремович!
Мне хочется воздать вам по заслугам.
Как говорится, каждому по способностям, не правда ли?
У нашего руководства... то есть, у меня, родилась,
как ни странно, мысль. Назначить вас, одного из
ведущих работников отечественной статистики...
(Чего там скрывать, ха-ха-ха)
...начальником отдела лёгкой промышленности.
Лё-ёё-ёгенькой промышленности.
Как вы на это смотрите, Анатолий Ефремович?
- Отрицательно, Прокофья Людмиловна.
Я безынициативен, нерасторопен, неловок, а также
робок, Людмила Прокофьевна. Я вам завалю всю работу
отдела лёгкой... лё-ё-ёгенькой промышленности.
- Входите...
- Спасибо.
- Смелее, товарищ Новосельцев.
- Спасибо, Людмила Прокофьевна.
- Присаживайтесь, пожалуйста.
- Слушаюсь. Меня зовут Анатолий Ефремович.
- Я это запомню, товарищ Новосельцев.
- Стоит ли затруднять себя подобными
пустяками, уважаемая Людмила Прокофьевна?
- Стоит, товарищ Новосельцев.
Тем более, что я считаю вас самым трудолюбивым...
- Хм-хм!... Что вы, что вы!
- Не ''хм-хм'', а трудолюбивым!.. работником.
- Что вы, Людмила Прокофьевна,
стоит ли так меня баловать?
- Все ушли, а вы, как... болван, остались.
- Я остался, как вы совершенно справедливо заметили,
как болван, потому что вы раскритиковали мой
отчет, и справедливо раскритиковали.
- Это делает честь вам, ваша скромность...
- Моя скромность ничто по сравнению с вашей безграничной
прозорливостью, уважаемая Людмила Прокофьевна". 



♪♫♬
У природы нет плохой погоды.
Каждая погода - благодать.
Дождь ли, снег, любое время года
Надо благодарно принимать.

Отзвуки душевной непогоды,
В сердце одиночества печать
И бессонниц горестные всходы
Надо благодарно принимать.
Надо благодарно принимать.

Смерть желаний, годы и невзгоды -
С каждым днём всё непосильней кладь.
Что тебе назначено природой,
Надо благодарно принимать.

Смену лет, закаты и восходы,
И любви последней благодать,
Как и дату своего ухода,
Надо благодарно принимать.
Надо благодарно принимать.

У природы нет плохой погоды,
Ход времён нельзя остановить.
Осень жизни, как и осень года,
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить.
Надо, не скорбя, благословить.
♪♫♬

"Именно обувь делает женщину женщиной".

"- Понимаете, ещё тут, Людмила Прокофьевна,
важна такая вещь как комбинаторность.
Ну... Сочетание.
<..>
<..> Вот, к примеру, сейчас парики не носят, так?
Значит...
- Ну и слава богу, я считаю. Куда лучше так...
живенько, правда? А то, как дом на голове...
- Ну, если живенько, то лучше.
<..>
<..> Вот вы меня извините,
Людмила Прокофьевна, раз уж у нас такой разговор.
Вот, например, ваши брови.
- А что мои брови?
- Ведь это же неприлично! Если у вас так густо растут
брови, надо же с этим как-то бороться!
- А как с этим можно бороться?
- Ну надо выщипывать. Прореживать.
- Чем?
- Ну хотя бы рейсфедером.
- Рейсфедером?.. Милый мой, это же больно!
- Ну, вы женщина, потерпите.
Бровь должна быть тоненькая-тоненькая,
как ниточка. Удивленно приподнятая.
<..>
<..> Вот что отличает деловую женщину от...
Женщины?
- Что?
- Походка! Ведь вот как вы ходите?
- Как?
- Ведь это уму непостижимо!
Вся оклячится, в узел вот здесь завяжется, вся
скукожится, как старый рваный башмак и вот чешет на
работу! Как будто сваи вколачивает! А мы как ходим?
- Ой, неужели я так хожу? Боже мой!
- В женщине должна быть загадка. Головка чуть-чуть
приподнята. Глаза немножко опущены. Здесь всё свободно.
Плечи откинуты назад. Походка свободная, от бедра.
Раскованная, свободная пластика пантеры перед прыжком.
Мужчины такую женщину не пропускают.
<..>
- Для человека с интеллектом.
Ну, вот встаньте-ка. Оправьтесь.
- Ой, боюсь, что я не одолею эту науку...
- Ерунда, справитесь. Не волнуйтесь.
Голову вперед. Грудь вперед.
- Грудь? Вы мне льстите, Вера.
- Вам все льстят.
Сзади подберитесь. Спереди в себя, живот.
- Как? Или там, или там?..
- Делайте, что вам говорят. Всё в себя.
- Всё в себя?
- Так, и пошла на меня свободной походкой,
нога от бедра, свободная! Пошла!
Людмила Прокофьевна, где вы набрались этой
пошлости? Вы же виляете бедрами,
как непристойная женщина".

"- Вы же женщина, а не солдафон.
- Ой, я уже забыла об этом".

"- Вы же непьющая!
- Как это непьющая? Очень даже... Почему же?"



"- <..> Зачем... зачем вы бросили лошадь?
Что это вы с ней вдруг улеглись?
- Нет, мы не улеглись, мы упали.
- Вы упали?
- Да. С лошади.
- Перестаньте симулировать!
- Нам плохо.
- Перес... Прекра... Не притворяйтесь!
- Правда.
- Вы что?
Извольте встать и... выйти вон
вместе с лошадью!
- Нам больно, у нас тут шишка".


"- Зачем вы занимаетесь мною лично?
Поручите меня вашему секретарю.
- Когда вы перестанете видеть
во мне только директора?"



"Просто сексуальная революция!"





♪♫♬
Моей душе покоя нет -
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И всё из-за кого-то.

Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то...
Чтобы найти кого-то...
Могу весь мир я обойти!

О вы, хранящие любовь
Неведомые силы!
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый!

Но нет со мной кого-то,
Мне грустно отчего-то...
Клянусь, что всё бы я отдал
На свете для кого-то...
На свете для кого-то...
Клянусь, что всё бы я отдал!
♪♫♬







"- Когда женщине говорят, что она умница,
это означает, что она круглая дура?"


"Заберите ваш веник обратно!"


"- Никому из сотрудников вы бы не позволили себе швырнуть
в физиономию букетом. Неужели вы ко мне неравнодушны?
- Еще одно слово – и я запущу в вас графином.
- Если вы сделаете графином... значит,
вы действительно меня... того... этого...
- Уходите. Уходите сейчас же.
- Сейчас.
- И не смейте являться ко мне в кабинет... без-з-з вызова.
- Без-з-з вызова - нет.
- Вам ясно?
- Мне ясно.
- И в неприемные дни извольте не приходить.
- Изволю.
- Если у вас есть ко мне какое-то конкретное дело...
- Никакого конкретного нет!
- ...то запишитесь у секретаря!
- Хорошо.
- А так просто не приходите!
- Так - никогда. Никогда так. До свидания.
Я к вам больше не приду. Будьте уверены...
Простите, ради бога, Людмила Прокофьевна!
Всего хорошего!
- Это вам не проходной двор!
- Я больше... Это... не повторится. Г-г-где у вас д-дверь...
- Где надо, там и дверь!
- ...открывается? А вот, всё! Всего хорошего,
Людмила Прокофьевна! До свидания!"




♪♫♬
Обрываются речи влюбленных,
Улетает последний скворец...
Целый день осыпаются с кленов
Силуэты багровых сердец.

Что ты, осень, наделала с нами!
В красном золоте стынет земля.
Пламя скорби свистит под ногами,
Ворохами листвы шевеля.
♪♫♬


"- Анатолий Ефремович... Я вчера...
Вы меня, бога ради извините... я вчера... немножко
вспылила и была... вела себя не очень прилично...
А сегодня на досуге я подумала - может быть,
действительно не вы принесли этот злосчастный букет?
- Нет, Людмила Прокофьевна, это действительно я.
- Ну, знаете!.. Хватит! Нет у вас ни стыда, ни совести!"

♪♫♬
Облетают последние маки,
Журавли улетают, трубя.
И природа в болезненном мраке
Не похожа сама на себя.

По пустынной и голой аллее,
Шелестя облетевшей листвой,
Отчего, отчего,
Отчего ты, себя не жалея,
С непокрытой бредешь головой?

Жизнь растений теперь затаилась
В этих странных обрубках ветвей.
Ну, а что же с тобой приключилось?
Что с душой приключилось твоей?

Как посмел ты красавицу эту,
Драгоценную душу твою,
Отпустить, отпустить,
Отпустить, чтоб скиталась по свету,
Чтоб погибла в далеком краю?

Пусть непрочны домашние стены,
Пусть дорога уводит во тьму,
Нет на свете печальней измены,
Чем измена себе самому.
Себе самому...
♪♫♬


"- Здравствуйте, Юрий Григорьевич.
- Ты... Ты заставишь меня входить
в кабинет через окно. Нехорошо".

"- Да на тебе пахать надо!"

"- Идите вы!.. В бухгалтерию!"

"- Чувырла!"


"- Да-с... Докатились, товарищ Новосельцев.
До чего дошло... драку затеваете
в кабинете директора.
- Заместителя директора.
- Не важно.
- А вообще вы правы – в следующий раз
я поколочу его в вашем кабинете.
- Мало того, что вы враль,
трус и нахал, вы еще и драчун.
- Да. Я крепкий орешек.
- Боюсь, мне придется заняться
вашим перевоспитанием.
- Я вас очень прошу, займитесь".

♪♫♬
Моей душе покоя нет -
Весь день я жду кого-то.
Без сна встречаю я рассвет,
И всё из-за кого-то.

Со мною нет кого-то.
Ах, где найти кого-то?
Могу весь мир я обойти,
Чтобы найти кого-то...
Чтобы найти кого-то...
Могу весь мир я обойти!

О вы, хранящие любовь
Неведомые силы!
Пусть невредим вернется вновь
Ко мне мой кто-то милый!

Но нет со мной кого-то,
Мне грустно отчего-то...
Клянусь, я всё бы отдала
На свете для кого-то...
На свете для кого-то...
Клянусь, я всё бы отдала!
♪♫♬





"- М-можно я вам вина налью?
- Да, непременно. И себе тоже.
Вот... есть... тут... вино.
- Хорошо... Красное. Или белое?
- Или белое. Но можно красное!
- М-можно красное...
- Все равно, какое вино. Большое спасибо.
- Пожалуйста.
- И себе.
- Да, и себе тоже".

"- У меня к вам предложение.
- Рационализаторское?"



"Уважаемая Людмила Прокофьевна.
Нет. Дорогая Людмила Прокофьевна. Вот. У меня дети.
У меня их двое: мальчик и... д-де... т-тоже мальчик.
Два мальчика. Вот, это обуза.
- Господи, как вы можете так говорить о детях!..
- Ну подождите, Людмила Прокофьевна,
не перебивайте, пожалуйста! Я и сам собьюсь... Вот.
Вы кто? Вы замечательный директор, вы очень
талантливый руководитель, вы эффектная женщина...
Правда! Нет, нет, нет, не спорьте! Это так и есть.
- Ну что вы...
- А я, кто я? Я рядовой сотрудник с рядовой зарплатой
и сомнительной внешностью... Людмила Прокофьевна,
пожалуйста, ну не перебивайте же меня!..
- Что вы, право... Вы... Это не так!
- Нет, это так! Я боюсь вас! Правда.
- Почему?
- Не знаю, вот сейчас говорю, а внутри все дрожит.
- Как обидно!
- Оби... Обидно. Я не смогу - нет! - украсить
вашу жизнь. И потом, зачем я вам сдался?
У меня дети. У меня их двое - мальчик и...
- Вы счастливый...
- Да. ...И ма... дев... мальчик.
Нет... Давайте выпьем за вас!"

"- Ну, ей-богу, если вы сию секунду не замолчите,
я сожгу это платье на ваших глазах!"

"Анатолий Ефремович, я так взволнована вашим
признанием... Ну какой же вы рядовой? Господи...
Вы такой симпатичный, вовсе... Вы симпатичный, а я...
Напротив, я... Зачем я вам?
- Людмила Прокофьевна...
- Минуту, секунду, подождите... не перебивайте, прошу вас,
не пе... Тихо, ничего не говорите. Я вас слушала внимательно
и ни разу не перебила. Дайте же сказать и мне.
Анатолий Ефремович... Я вся в работе. Жизнь моя
уже как-то устоялась, сложилась. Я ''старый холостяк'',
я привыкла командовать. Я очень вспыльчива
и могу испортить жизнь любому. Даже очень
симпатичному. Но это... Дело даже не в этом...
А в том, что... я вам не верю.
- Почему?
- Ну не верю.
- Дороже вас у меня вот уже несколько дней никого нет.
- Вы мне тоже стали очень дороги. И я думаю о вас даже
чаще, чем это позволительно. Но это не имеет значения.
- Нет, имеет.
- Подождите, не перебивайте меня. У меня в жизни
уже была одна печальная история. Ходил ко мне
один человек. Долго ходил. А потом... женился
на моей подруге. Вот.
- Но я не собираюсь жениться на вашей подруге.
- Вам это и не удастся. Я ликвидировала всех подруг.
Я их... я их уничтожила. Но это вовсе не значит,
что я готова выйти за вас, вот так,
с бухты-барахты, скоропалительно...
- Подождите. Простите, я не понимаю.
Я ничего не соображаю. Вы мне отказываете?
- Нет!.. Да!
- Вы согласны?
- Ой... Я сама не знаю".




О мой застенчивый герой!
Ты ловко избежал позора.
Как долго я играла роль,
Не опираясь на партнёра!

К проклятой помощи твоей
Я не прибегнула ни разу.
Среди кулис, среди теней
Ты спасся, незаметный глазу.

Но в этом сраме и бреду
Я шла пред публикой жестокой -
Всё на беду, всё на виду,
Всё в этой роли одинокой.

О, как ты гоготал, партер!
Ты не прощал мне очевидность
Бесстыжую моих потерь,
Моей улыбки безобидность.

И жадно шли твои стада
Напиться из моей печали.
Одна, одна - среди стыда
Стою с упавшими плечами.

Но опрометчивой толпе
Герой действительный не виден.
Герой, как боязно тебе!
Не бойся, я тебя не выдам.

Вся наша роль - моя лишь роль.
Я проиграла в ней жестоко.
Вся наша боль - моя лишь боль.
Но сколько боли. Сколько. Сколько.

(Автор - Белла Ахмадулина)



"- Вот смотрю я на вас, Верочка, и думаю:
"Будь я полегкомысленнее, я бы... ух!
- Ух!"





"- Доброе утро, Верочка. Товарищ Калугина у себя?
- Боже мой, кто это?
- Это я. Как я вам?
- Отпад! Вы... Вы даже помолодели,
Людмила Прокофьевна!
- Да? Хорошая я ученица?
- Вундеркинд!
- Спасибо, милый...
Угадайте... Почему я опоздала?
- В райкоме, что ли, были?
- Проспала. Первый раз в жизни проспала!
А как вам моя прическа?
- Умереть – не встать!
- Я тоже так думаю.
- Выпейте кофейку.
- Спасибо. Верочка, я иногда бываю резка, груба...
- Да, это факт.
- Это факт, что скрывать. Характер у меня ужасный.
- Да, отвратительный!
- Вы уж простите, милый мой, если что не так.
- Да пожалуйста. Но я тоже не подарок.
- Да, мы обе с вами не подарки.
Ну, простили друг друга? Будем здоровы".


- Какая занятная репродукция
''Джоконды''.
- Да что вы, Людмила Прокофьевна.
Это же не репродукция, это наша вычислительная
машина Боровских... запрограммировал".


"- Доброе утро, Людмила Прокофьевна.
- Доброе.
- О, вы сегодня прекрасно выглядите!
- Так я теперь буду выглядеть всегда".

"- Ну, одним словом, говорят, что
Новосельцев за вами ухаживает.
- Да. Это правда. Ну и что?
- Да нет, ничего, но... Это просто вас
как-то компрометирует. <..>
- Юрий Григорьевич, дорогой, у меня такая
безупречная репутация, что меня уже давно пора
скомпрометировать. Как вы считаете?"

"- А как же цирк?
- Цирка мне вполне хватает в жизни".


"- Ты знаешь, я понял, из-за чего мы
с тобой разошлись. Нам нужен ребёнок.
- Ты хочешь, чтобы у нас был ребёнок?
- Да. И как можно скорее.
- Но я не могу сейчас. До конца работы
ещё два часа, и Калугина тут. Я не могу уйти".



"- Ознакомилась с вашим заявлением,
товарищ Новосельцев.
- Весьма своеобразно ознакомились...
Ну что ж, нет ничего проще написать второе.
- Ваше новое заявление постигнет та же участь.
- Напишем третье, четвертое, пятое. Не буду
работать под вашим началом! Не хочу и не буду!
- Будете, товарищ Новосельцев.
- Не буду, товарищ Калугина.
- Будете, еще как будете.
- Еще как не буду.
- Я вас не отпускаю.
- Отпустите.
- Вы ведь у нас незаменимый работник.
- Незаменимых у нас, как известно, нет.
Найдете себе более порядочного, более честного,
который не врёт.
- Вы тоже, видимо, рассчитываете
найти себе другую начальницу...
- Конечно!
- ...и помоложе, и покрасивее, не так ли?
- Так ли, так ли. Тем более, что это не проблема.
- Вы все время врываетесь в мой кабинет для того,
чтобы оскорбить меня. Это, видимо, доставляет
вам особую радость.
- Я не врываюсь. Вы меня вызываете
в свой кабинет, отрываете от работы.
- Я вас не вызывала!
- Нет, вы меня вызывали!
- Идите себе, работайте! Кто вас задерживает?
- Я не могу. Вы меня задерживаете.
- Я вас не задерживаю!
- Вы меня задерживаете! Вы не подписываете
мое заявление, я не могу получить расчет.
- Пишите!
- Пишу.
- Я его завизирую.
- Куда ж вы денетесь.
- Пишите, я сделаю это с большим удовольствием.
- Не сомневаюсь.
- Пишите, пишите, пишите, пишите!
Бумага не краснеет! Пишите!
- Не торопите меня, я не пишущая
машинка, я живой человек!
- Я с удовольствием избавлюсь от вас.
<..>
- Так... И вам не жаль бумаги?
- Нет, мне не жаль бумаги. Наша бумажная
промышленность работает превосходно.
Мне не жаль бумаги. Пишите, пишите.
Только, пожалуйста, побыстрее. У меня куча дел.
- Ничего, подождёт ваша куча.
Ничего с ней не сделается.
- Побыстрей, прошу.
- Не умею, к сожалению, быстрей.
- Плохо учились в школе?
- Нет, хорошо учился.
- Я так и знала, что вы бывший двоечник.
- Оставим в покое моё тёмное прошлое.
Пожалуйста.
<..>
- Вы уходите... По какой же причине вы уходите?
- А вы почитайте, там все изложено.
- Вы уходите... Вы уходите, потому что
директор вашего учреждения Калугина...
- Ну, ну, смелее, смелее.
- ...самодур?
- Самодура.
<..>
- Как вы оригинально и замечательно
ухаживаете. Ну ничего не скажешь.
Вы настоящий современный мужчина.
- Какое вы право имеете меня так оскорблять?
- Скажите, пожалуйста!
- Если вы директорша, вы думаете, все можете
себе позволять? Уничтожать! Топтать!
- Вас - да.
- Бить, да?
- И будет мало.
- Хамить! Мымра!
<..>
<..> Не бейте меня по голове, это мое больное место!
- Это ваше пустое место!
- Вы уронили у меня очки – это раз;
вы мне наставили синяков – это два.
Всё, терпение лопнуло, иду на риск".

"- Поставьте Веру на место
и не трогайте больше руками!"

"- Я тебя уничтожу! Я тебя покалечу!
Я тебя ненавижу!"